17-19 ноября 2014 года в Тамбове проходил II Всероссийский съезд сельских учителей «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм». Тамбов для проведения данного мероприятия выбран не случайно: область лидирует по направлению образования в сельских школах и в системе профильного сельскохозяйственного образования.
Его участниками стали более 500 представителей системы образования различного уровня из 76 регионов России, я была в составе делегации Старицкого района.
Работа съезда была плотная, насыщенная актуальными вопросами модернизации образования всвязи с внедрением ФГОС.
В первый день работы съезда были посещены 4 сельские школы Тамбовской области. Участники посетили «круглые столы», « дискуссионные площадки» и « диалоги клубов», где были рассмотрены вопросы:
« Доступность качественного образования на селе», «Каким быть дополнительному образованию детей на селе?»
«Сельская школа- территория спорта», « Современная модель сельской школы».
« Учительский дом на селе- чья это забота?», «Патриотическое и духовно- нравственное воспитание в сельских школах казачьей станицы: опыт, важный для всех».
« Учитель в современной сельской школе: универсал или узкий специалист? Педагогическое образование сегодня. Профессиональный стандарт учителя», « Современные образовательные технологии в малокомплектной школе и школе- ресурсном центре».
Второй день начался с пленарного заседания, на котором приветствовали делегатов и гостей съезда: Голодец Ольга Юрьевна – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Беглов Александр Дмитриевич- Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Бетин Олег Иванович- Губернатор Тамбовской области.
Открыл заседание Министр образования и науки РФ Ливанов Д.В., который в своем выступлении затронул вопрос приоритета государственной политики в рамках сельской школы. Дмитрий Ливанов отдельно остановился на проблемах малокомплектных школ. «Недопустимо закрытие малокомплектных школ ради экономии средств», – сказал Министр.
Наталья Третьяк, в свою очередь отметила, что сельская школа – это не только образовательное учреждение, это центр культурной, спортивной, патриотической жизни села, центр общения.
«Каждый ребенок в России имеет право на доступное, качественное образование и самореализацию, – сказала Первый заместитель министра. – И дети, обучающиеся в сельских школах, не должны быть исключением»
Оживленно проходила торжественная церемония награждения лучших учителей сельских школ наградами Министерства образования и науки РФ, медалью ВПС « Народное признание педагогического труда».
Делегатам был представлен опыт регионов по созданию образовательных комплексов, социокультурных центров и иных форм организации сети школ в сельских районах. Особенно мне запомнились выступления педагогов Брянской, Ростовской, Самарской, Волгоградской областей, Республики Саха ( Якутия), Республики Дагестан.
Третий день был не менее насыщен и богат сюрпризами. Делегатам предоставилась возможность посетить Центр технологического образования. Сельские учителя принимали участие в дискуссии по актуальным вопросам развития образования на селе.
На учредительской конференции Ассоциации « Агрошколы России» выбирали руководящие должности.
Меня не оставил равнодушной развивающийся агробизнес в Татановской СОШ, где обучающиеся кроме обычных предметов программы проходят практику в лучших аграрных хозяйствах под руководством педагогов- практиков, учёных Мичуринского наукограда. В школе на 500 учащихся действуют система информационных технологий в агробизнесе, агробизнес –инкубатор, деловой центр, есть лекционные студии, залы флористики и дизайна, более 10 многофункциональных учебных кабинетов с лабораториями, мастерскими. В распоряжении детей школьный сад, мини-питомники и мини- маточник, поликарбонатовые теплицы, опытно-экспериментальные участки, отдел ландшафтного дизайна др.объекты, позволяющие им не только полно освоить навыки работы, но и получить опыт исследования, освоив азы предпринимательского искусства. Уникальность школы заключается в том, что агропрофиль реализуется здесь, начиная с предшкольной подготовки, через всю систему среднего общего образования. Это инновационные образовательные организации, которые олицетворяют современную сельскую школу.
Своим оснащением поразили и лаборатории Избердеевской СОШ Петровского района. Например, в лаборатории «Умный дом» школьники учатся пользоваться системами автоматизации всех устройств в доме, начиная от включения света и заканчивая регулированием температуры воды.
Участники съезда имели возможность познакомиться с опытом работы школы по обеспечению качественного образования детям на основе формирования у них комплекса профессиональных агроэкотехнологических компетенций, позволяющих им профессионально самореализовываться в условиях сельского социума, качественно готовиться к осознанному выбору профессии и продуктивной трудовой деятельности на селе.
Я счастлива, что мне удостоена такая возможность оказаться на II Всероссийском съезде учителей сельских школ. Побывав на съезде, я узнала много интересного и нового, обменялась опытом работы с коллегами из других регионов. Я очень благодарна организаторам этой поездки. Благодаря этому съезду я имела возможность пообщаться с коллегами из других регионов, услышать разные точки зрения, что очень важно для работы .
О.Н. Косова, делегат II Всероссийского съезда учителей сельских школ. |